Учитель, офицер и заслуженный артист стали курьерами. Это хорошо? Разбираем, что не так с самой скандальной рекламой года

496

`

Российские рекламные кампании неизменно радуют потребителей, только не в позитивном смысле. Видимо, рекламщики отлично выучили, что негативные эмоции – это тоже эмоции и вовсю руководствуются этим принципом. «Пересесть на лицо» мы пережили, теперь на арену вышел сервис Delivery Сlub с псевдосоциальной рекламой своих курьеров.

`

Героями кампании стали (вроде как) реальные курьеры. С баннеров и плакатов на нас смотрят честные открытые лица, а ниже дана информация об их профессиях и увлечениях. Например, мы узнаем, что заказ доставит Андрей, член союза писателей и заслуженный артист России. Или Наталья, семь лет проработавшая на телевидении. Абдисаррат, учитель литературы. Уринбай, полиглот (тут обошлось без профессии), который знает 7 языков.Изначальный посыл выглядит гуманным – очеловечить курьеров, к которым мы часто относимся как к функциям, а не как к людям. Поэтому многим рекламная кампания, точнее ее социальная часть, понравилась. Но я как раз из тех, кого она привела в ужас. Потому что это какое-то тотальное унижение людей, безысходность и пляски на костях российской (и советской) системы образования.

Если вы когда-то работали курьером, то знаете, какая это паршивая работа. Тяжелая (целый день на ногах), малооплачиваемя и непрестижная. По крайней мере, в России. Я занималась доставкой заказов по Москве в 17 лет, зарплата у меня была долларов 100, кажется, а выдержала я месяц и плохо себе представляю, что кто-то может пойти в курьеры по собственному выбору: не стану адвокатом, а стану курьером, буду еду развозить в Delivery Club.

`

Даже если ему нравится процесс доставки, то материальная компенсация стирает весь романтический флер с этого занятия. К тому же заказчики очень часто считают, что курьер – он как бы и не вполне человек, на них орут за любые ошибки и задержки, их заставляют ждать – в общем, с ними не считаются. Реклама как бы должна помочь исправить этого положение и заставить взглянуть на курьеров другими глазами. То есть она такая антикапиталистическая, человек человеку друг. Но с другой стороны для того чтобы заставить людей смотреть на курьеров другими глазами, нам рассказывают, что у них есть высшее образование, они знают 7 языков и вообще писатели. Получается, что-то вроде «у нас не просто курьеры, а курьеры с высшим образованием, поэтому их надо уважать». Не потому, что они люди, нет, а потому, что они репортеры/полиглоты/учителя, просто жизнь вынудила заказы доставлять. Вы уж отнеситесь к ним по-доброму, ну учителя же, не кто попало. И это противоречит всем гуманистическим посылам и вообще заявке на человечность. Получается, ты человек, только если у тебя есть что предъявить, кроме курьерства.

Такое ощущение, что создатели не застали девяностые или не очень поняли, что же там произошло, когда после развала большой страны доктора наук подались в грузчики. Искусствоведы шли овощи перебирать. Химики – лес валить. Физики – пуховиками китайскими торговать. И это была трагедия целого поколения, которое потеряло работу, себя, самоопределение, которому приходилось заниматься низкооплачиваемым трудом, чтобы прокормить семью. Когда все ориентиры были сбиты, флюгеры крутились, как бешеные, а куда бежать и где искать спасения – было совершенно непонятно. Да, писатель может работать курьером, мы в курсе, это печально, ага, это наши реалии, но при чем тут ваша чертова служба доставки?

`

Они пошли к вам бегать с заказами и получать минимальную оплату, и что теперь, все должны сказать вам «спасибо» и броситься развивать ваш бизнес? Или мы должны давать им больше чаевых, потому что у них есть высшее образование, а вы им мало платите? Потому что каждая реклама – она все же реклама, а не что-то там сверхсоциальное. И не надо думать, что Деливери все это затеяли не для того, чтобы повысить узнаваемость бренда. Только для этого: смотрите, какие мы человечные.

`

В одной из фейсбучных баталий, развернувшихся вокруг рекламы, была высказана мысль, что агентство сделало социальную рекламу за счет заказчика. Но это не социальная реклама, это реклама службы доставки и ее курьеров. Если бы это была социалка, у нее был бы другой посыл и она воспринималась бы иначе. Она была бы про людей, а не про компанию, где они все (вроде как) работают. И тогда она, возможно, была бы о том, что у всех нас бывают времена взлетов и падений и мы не перестаем быть людьми от того, что нет в нашей жизни в данный момент триумфального успеха. Но надо было рассказывать про увлечения, хобби, семью – про все то, что делает нам людьми помимо профессии. А если вы хотите поднять престиж профессии, то делать это надо точно не за счет курьеров с высшим образованием.

`

В 2016 году в Каннах главный приз получила картина Кена Лоуча «Я Дэниель Блейк». И вот она как раз о том, что человек остается человеком и заслуживает уважения просто на этом основании. Главный герой после сердечного приступа не может продолжать работать, он пытается получить пособие, но проклятая бюрократическая система не позволяет ему этого, если он не изображает поиски работы. Сражаясь с мельницами, он помогает другим людям – друзьям, соседям, потому что, несмотря на невеселое положение, остается человеком. Этот фильм многие критиковали за излишнюю социальность, но он очень хорошо и ярко доносит мысль: человека надо уважать вне зависимости от статуса. В отличие от рекламы Delivery Club.

`

Лицам кампании за съемку не платили, они участвовали добровольно, что тоже, знаете ли, показательно. Классно же сэкономить на моделях, зачем платить своим сотрудникам, пусть работают за идею, а клиенты их пожалеют и дадут больше чаевых. Почему сотрудники согласились на это – другой вопрос. Возможно, им, правда, показалась правильной эта идея, а, возможно, им нравится перспектива видеть свое лицо по всему городу. Наверняка кто-то надеется благодаря хайпу найти себе работу по специальности. Не так уж важно.Просто хотелось бы жить в мире, где людей ценят не только за их достижения.

Источник: eva.ru